ВЕК ПОД МАРКОЙ FISCHER
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: 1924-1959
Если вы оказались на этой странице, вы без сомнений знакомы с продукцией легендарной фирмы Fischer – мирового лидера в производстве лыж и других товаров для зимних видов спорта. Однако знаете ли вы историю этого культового спортивного бренда? Эта история покажет, как компания Fischer превратилась из маленького старт-апа в законодателя лыжной моды и стала производить самый инновационный, надежный и комфортный инвентарь. При этом Fischer по-прежнему остается частной компанией, принадлежащей одной семье – и буквально каждый из двух тысяч сотрудников разделяет любовь основателей к зимним видам спорта, и поэтому без остатка вкладывает душу и сердце в свою работу.
фыуцкуцкцукуцк
1. ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
Фирмы Fischer могло бы и не быть, если бы не помощь неизвестного путника. Юный Йозеф Фишер был выходцем из достаточно бедных слоев и, как рассказывала впоследствии его дочь Сельма, постоянно голодал и питался чем придется. Возможно, именно это вкупе с тяжелым положением подмастерья у вагонных дел мастера, стало причиной того, что здоровье Йозефа было подорвано: закончив обучение он вернулся в отчий дом, где на него буквально махнули рукой, считая, что долго больной юноша, не способный даже к работе по дому, не протянет. Подросток уныло сидел у дома, где его и заприметил странник, проходивший мимо. «Ему ничем не помочь» — так охарактеризовали состояние Йозефа домашние, и незнакомец не остался безучастным: он отвез мальчика в Вену и устроил на лечение в санаторий. История не сохранила имя доброго самаритянина, однако через какое-то время Йозеф Фишер вернулся в родной городок Рид-им-Иннкрайс, что располагается на самом северо-западе Австрии, здоровым молодым человеком, полным сил и желания оставить свой след в этом мире.
2. НАЧАЛО – 1924 год
1924 год — знаковый для зимних видов спорта, ведь именно тогда состоялись первые зимние Олимпийские Игры в Шамони. Тогда же 28-летний Йозеф Фишер, квалифицированный вагонных дел мастер, решил отправиться в самое главное путешествие своей жизни и открыл свой собственный бизнес. Все началось через пару месяцев после завершения первой зимней Олимпиады, 18 апреля 1924 года в городке Рид-им-Иннкрайс, по адресу Уфергассе, 4 — именно там Йозеф Фишер снял небольшую двухкомнатную квартирку для своей молодой семьи. К квартирке прилагался и сарайчик, в котором Йозеф и решил начать собственное производство, однако на решение всех вопросов ушло еще почти полгода.
Во-первых, собственных средств все-таки не хватало — даже несмотря на то, что Фишер-старший и занял денег у родственников, успешных фермеров. Партнером согласился было стать его двоюродный брат по фамилии Рахбауэр, однако в последний момент родственник все же не поверил в успех начинания и отказался (впоследствии, Рахбауэр работал в компании Fischer и, надо полагать, сожалел о своем решении). В итоге вложиться в дело рискнул бывший коллега Йозефа, тоже вагоностроитель Георг Грёссльбауэр. Именно поэтому на протяжении многих десятилетий компания называлась «Лыжная фабрика Фишера и Грёссльбауэра».


Во-вторых, прежде чем начать производство, пришлось «утрясти» немало бюрократических проволочек. 18 июля Йозеф зарегистрировал фирму, но лишь 10 сентября ее проинспектировали местные чиновники и разрешили «производство вагонов и тележек» и вот, спустя неделю Фишер-старший смог приступить к производству. И где же тут лыжи, спросите вы?

3. ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ
И вот, в конце лета 1924 года молодое предприятие приступило к выпуску… саней и фургонов. Да, о лыжах поначалу речь не шла, зато производство постоянно совершенствовалось. Йозеф Фишер, уже знакомый с профессиональным вагоностроительным оборудованием, по своим собственным чертежам сконструировал ленточнопильный станок. Георг Грёссльбауэр же был спецом в фрезеровке и заточке, а также изобретал новые модели. С таким новаторским подходом неудивительно, что уже через несколько месяцев компания производила не только сани и тележки — так, история сохранила квитанцию от 27 января 1925 года за подписью Йозефа Фишера, которая подскажет нам цену на одну из самых первых пар лыж Fischer длиной 220 см, проданных некому герру Климешу — 140 тысяч австрийских крон. (В 1925-м году австрийская крона стремительно девальвировалась и в том же году уступила место шиллингу по обменному курсу 10 000:1, то есть цена лыж равнялась примерно 14 шиллингам).
Уже в 1928-м году компания произвела 2000 пар лыж и сарая-мастерской стало не хватать.
Фишер и Грёссльбауэр постоянно совершенствовали лыжи, и вскоре стало понятно, что именно этот товар стал самым востребованным. Уже в 1928-м году компания произвела 2000 пар лыж и сарая-мастерской стало не хватать. Фабрика переехала, темпы производства росли — еще через четыре года компания Фишера и Грёссльбауэра производила уже 10 тысяч пар лыж. При этом каждая пара производилась из одного и того же бревна, чтобы гарантировать одинаковую жесткость лыж в паре.
4. ЛЫЖИ КАК ОСНОВНОЙ БИЗНЕС
Еще через четыре года, в 1936-м году, Йозеф Фишер предпринял еще несколько шагов по развитию бизнеса: был построен новый завод, оборудованный по последнему слову техники. Производство было разделено на несколько этапов и, по сути, стало поточным — путь к производству больших объемов продукции был открыт. Правда, Вторая мировая война затормозила развитие компании и в 1945-м году фабрика вновь сосредоточилась на производстве востребованных на тот момент транспортировочных средств: саней, фургонов и даже самокатов. Но уже к 1947-му году лыжи опять стали основным товаром — их производство вышло практически на довоенный уровень, 13 тысяч пар в год. И вскоре стало понятно, что от сезонного производства саней и тележек лучше отказаться. Примерно тогда же Георг Грёссльбауэр решил уйти на покой: он продал свою долю в компании Йозефу Фишеру в 1949 году и открыл небольшую гостиницу неподалеку от Зальцбурга.
«Но я был настолько упрям, что в нерабочее время или на выходных клеил свои лыжи у друзей-плотников и принимал на них участие в соревнованиях. Именно так и происходило становление многослойных лыж»
5. КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ И РЕВОЛЮЦИЯ
Однако, развитие было уже не остановить — и Йозеф Фишер уже при поддержке своего сына, Йозефа-младшего, продолжал превращать своё детище в настоящую индустриальную компанию. Вскоре после ухода Грёссльбауэра, Fischer покупает дополнительные земли, еще больше расширяет производство и… изобретает новый способ производства лыж, открывая тем самым новую эру: эпоху многослойных лыж, которые производились благодаря специальным прессам, разработанным также на фабрике Fischer.

Впрочем, этого изобретения могло бы не быть: дело в том, что его придумал Йозеф-младший и эта идея категорически не нравилась основателю компании, Йозефу-старшему. «Мой отец говорил, что это бред — разрезать дерево только для того, чтобы потом склеивать его обратно. И он дошел даже до того, что запретил мне заниматься производством лыж в нашей компании», рассказывал много лет спустя Йозеф-младший. «Но я был настолько упрям, что в нерабочее время или на выходных клеил свои лыжи у друзей-плотников и принимал на них участие в соревнованиях. Именно так и происходило становление многослойных лыж».

Конфликт зашел так далеко, что Йозеф-младший чуть было не уехал в Северную Америку, развивать канадский лыжный бренд. Но всё же, наследник традиций отца решил остаться в Австрии и просто уехал из Рида в Вену, учиться в бизнес-школе: «Мне просто-напросто надо было сбежать из Рида. Мы с отцом просто не сходились характерами и при этом оба были упрямы, как ослы. А если хочешь работать вместе, то нужно уметь находить компромисс».

Компромисс все же был найден: Йозеф-старший признал, что за многослойными лыжами будущее и именно он, со своим невероятным опытом и изобретательской смекалкой, придумал как сделать идеальный лыжный пресс. В итоге, производство лыж из цельного куска дерева прекратилось в 1952-м году. Вместе с этим нормализовались и отношения отца и сына: Йозеф-младший больше не порывался уехать за океан и конкурировать с отцом, а Йозеф-старший дал своему сыну больше свободы и возможностей на фабрике.

6. ПОЖАР И МИЛЛИОН ЛЫЖ В НАСЛЕДСТВО
15 ноября 1957-го на фабрике случился пожар, который нанес катастрофический ущерб компании — 1,8 миллиона шиллингов. К тому же, в огне сгорели 6,5 тысяч пар новехоньких лыж. Утешало лишь то, что никто не погиб и то, что страховые компании практически полностью покрыли ущерб. Однако, возможно именно этот инцидент окончательно подорвал здоровье основателя компании — в феврале 1959-го, едва отметив свое 63-летие, Йозеф Фишер-старший скончался.

Именно в 1959-м году компания Fischer произвела свою миллионную лыжу: за 35 лет, с 1924 по 1959, в Риде было сконструировано 500 тысяч пар лыж. Естественно, что такие объемы означали и большие потоки денег: в 1959-м году оборот компании был порядка 15 миллионов шиллингов в год, а прибыль составляла примерно 3 миллиона шиллингов. Эти три миллиона теперь предстояло делить на троих трем детям отца-основателя: сыну Йозефу и дочерям Сельме и Эрне.

продолжение следует...
поделиться
не забудь поделиться этой статьей в своих соц сетях
Рекомендованные продукты
КОНЬКОВЫЕ ЛЫЖИ FISCHER CRS SKATE RUSSIALOPPET IFP
10 965 рублей

подробнее
ПОДСУМОК ДЛЯ ФЛЯЖКИ FISCHER

1 300 рублей

подробнее
ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ FISCHER RC7 SKATE

11 500 рублей

подробнее